
Обратный звонок
Реализация потенциала
В каждом человеке заложен личностный потенциал, развивая который он может успешно противостоять зависимости, а при должной мотивации и усердии и полностью избавиться от неё. Этот потенциал личности мы рассматриваем как единый комплекс взаимосвязанных векторов развития, соответственно различным сферам жизнедеятельности индивида:
- Потенциал тела (физический вектор развития).
- Потенциал чувств (эмоциональный вектор).
- Потенциал воли (личностный вектор).
- Потенциал разума (интеллектуальный вектор).
- Социальный потенциал (общественный вектор).
- Потенциал творчества (креативный вектор).
- Духовный потенциал (духовный вектор).
Все потенциалы, как и сферы жизнедеятельности человека, к которым они относятся, безусловно, взаимосвязаны, поэтому любое нарушение в какой-либо одной сфере, непременно, влечёт за собой искажения и во всех остальных. В точности так же и восстановление одной из сфер незамедлительно приводит к положительным сдвигам в других сферах.
Рассмотрим немного подробнее каждый из потенциалов – что он собой представляет, как разрушается под воздействием психоактивных веществ и какие существуют пути для его реконструкции и последующего развития.
Потенциал тела отвечает за все аспекты, связанные с нашей жизненной активностью, энергией, самочувствием, физической болью и дискомфортом. В том числе, это тот «резервуар», где хранится наша трезвость или нетрезвость. Если человеческому организму не удается осуществить все заложенные в нем возможности, он начинает слабеть, как слабеют ноги, когда человек не ходит пешком. И эти слова мы с полным основанием можем отнести именно к физическому организму человека. Возникновение зависимости нарушает, прежде всего, общий приток жизненной энергии, во всех её формах – физической, витальной, психической, поскольку болезнь вытягивает её из организма человека. Вследствие этого жизненная активность человека заметно снижается, быстрее наступает усталость.
Потенциал разума отвечает за весь процесс мышления, память, обучаемость, самооценки, способность к познанию и адаптации. При длительном и постоянном употреблении искажаются все мыслительные процессы – ухудшается память, нарушается внимание, снижается способность к концентрации интеллектуальных усилий и т.д.
В приложении к теме зависимости и созависимости можно сказать – «как ты мыслишь, так ты и существуешь». Когда употребление ПАВ переходит в стадию заболевания (химической зависимости), вся мыслительная деятельность человека, в конце концов, сводится к предмету зависимости и действиям, связанным с употреблением. Сходную картину мы имеем и в случае созависимости, где превалирует охваченность сознания пациента зависимостью близкого, концентрация мыслей на больном и его пагубном пристрастии.
Для восстановления потенциала необходима доскональная проработка вместе с психологом всех аспектов интеллектуальной составляющей личности пациента, глубокое исследование степени её разрушения. Такая работа в результате помогает пациенту понять и найти нужные инструменты для восстановления и развития потенциала интеллекта.
Для достижения этой цели могут быть полезны любые методики и упражнения, заставляющие работать его мысль и концентрировать внимание. Даже такой простейший приём, как ведение дневника, оказывает своё благотворное влияние – это помогает не только фиксировать свои действия и реакции, но и анализировать и систематизировать накопленные наблюдения.
Аналогичные приёмы эффективны и при работе с потенциалом воли (действия). Уровень развития данного потенциала определяет способность или неспособность человека делать осознанный выбор, совершать действия, принимать на себя ответственность, выполнять повседневные дела и рабочие обязанности, характеризует уровень его независимости.
По мере прогрессирования заболевания потенциал воли человека, подверженного его воздействию, в итоге сводится фактически к нулю. Всем поведением зависимого человека начинает руководить физическая тяга к веществу либо неуправляемая потребность в абсолютном контроле над действиями близкого в случае созависимости.
Путь к восстановлению свободной воли и способности управлять своими действиями лежит, прежде всего, через осознавание проблемы, понимание своей порабощённости болезнью, через принятие ответственности за свои поступки и свою жизнь, приобретение навыков принятия решений и способности делать выбор. К этим целям психолог совместно с пациентом должны двигаться постепенно, шаг за шагом, параллельно с реконструкцией эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Важнейшей составляющей жизни человека являются его чувства, эмоции. Употребление психоактивных веществ наиболее явным образом сказывается на эмоциональной сфере – человек теряет способность осознавать, выражать и контролировать свои чувства, понимать чувства других. Для большинства зависимых типичным способом избавления от душевной боли и неудовлетворённости становится отказ от чувствования, подавление эмоций.
Чтобы привести в равновесие эмоциональную сферу, нужно помочь пациенту разобраться в том, какую роль в его жизни играют чувства, научить его распознавать свое эмоциональное состояние и его причины.
К социальному потенциалу мы относим все взаимосвязи человека с окружающим его миром – межличностные и внутрисемейные отношения, общественные коммуникации, трудовую деятельность, информационную и культурную среду, круг общения и т.д. Проблемы в этой сфере можно решить, научив зависимого выстраивать здоровые, полноценные отношения.
Наиболее тонкой, сложно организованной и очень чувствительной сферой личности человека является его духовный мир. У каждого человека имеются свои духовные потребности – потребность в познании окружающего мира и себя самого, в познании смысла своего существования, стремление к самосовершенствованию и самореализации. Восстанавливается же духовность очень непросто, зато любой, даже самый минимальный, на первый взгляд, сдвиг в позитивном направлении приводит к разительным качественным изменениям и всех других сторон жизни пациента.
Пути восстановления духовной сферы могут быть самыми различными – это и работа с убеждениями, и развитие эмоционального интеллекта, и духовное общение, приобщение к культуре и искусству.
К духовной сфере в нашей модели реабилитации мы также относим потенциал творчества. Творческая деятельность есть одно из проявлений духовности, она неразрывно связана с познанием окружающего мира и преобразованием его, с созидательными процессами, стремлением к красоте и гармонии. Стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей у разных людей выражается по-разному, поэтому одна из задач психолога – увидеть уникальность пациента, распознать его творческие стремления и способности и помочь проявить их.
Любые позитивные сдвиги в одной из сфер незамедлительно приводят к благотворным изменениям в остальных, поскольку все они взаимно обуславливают друг друга.
Помочь человеку увидеть свои истинные возможности и научиться их использовать для преодоления зависимости и своего дальнейшего личностного развития, и есть основная цель реабилитационного процесса.