
Обратный звонок
Причины формирования зависимости
Сегодня мы поговорим о причинах формирования зависимостей, которые делятся на физиологическую (употребление химических веществ: алкоголь, наркотики, токсикомания), игровую (азартные или компьютерные игры), пищевую (булимия, анорексия), информационную (телевизор, интернет), эмоциональную (несамостоятельность, нужда в других), трудовую (трудоголизм) и т.д.
Человек с помощью зависимости пытается удовлетворить игнорируемые потребности, а также те из них, которые не были удовлетворены в детстве. У взрослого человека возникает внутренний конфликт между существующими объективными потребностями и неумением или неспособностью их реализовать.
Зависимые люди с нереализованными потребностями испытывают:
- чувство, что чего-то не хватает,
- ощущение пустоты,
- ощущение себя «не в своей тарелке»,
- дискомфорт, неприятное состояние, неудовлетворённость чем-либо,
- апатию, безразличие, отстранённость,
- сожаление, грусть, печаль, тоску, подавленность,
- раздражительность, злость, вспышки гнева, ярости,
- неуверенность, беспокойство, тревогу, страхи,
- чувство вины, уничижения, обиды на кого-либо,
- усталость, нехватку сил, вялость, снижение работоспособности.
Рассмотрим возможные причины формирования зависимостей:
1 причина — родительская гиперопека. Когда мама слишком сильно оберегает ребёнка от трудностей, у него пропадает стимул развивать собственные механизмы для удовлетворения своих потребностей. И тогда взрослеющий ребёнок может сталкиваться с тем, что не все в мире подчиняется его требованию так же, как его требованиям подчинялась мама. И это очень злая шутка судьбы. Потому что, оказавшись в ситуации, когда, привыкший к контролю над матерью, ребёнок не может контролировать других людей, он начинает чувствовать злость, раздражение, а главное - чувствовать себя неудачником. Потому что рядом с ним другие подростки, воспитанные в более реалистичных условиях, своими собственными навыками добиваются и получают то, что он не может получить: подходящие для себя отношения, творческую самореализацию, удовлетворяющие профессиональные поиски.
Раздражение и неудовлетворённость нарастает и частая вещь, с которой сталкивается подросток - это существующие на «рынке» предложения «для снятия стресса» в виде алкоголя, лёгких наркотиков, табака. Это приводит часто к тяжёлым видам зависимости, если подросток не начинает обретать навыков самостоятельного удовлетворения потребностей. Для этого, как правило, подходит старший товарищ, друг, психотерапевт, учитель. Но, согласитесь, такого человека рядом часто не оказывается. Гораздо чаще - такие же, как он, «неудачники» и разнообразные психоактивные вещества.
2 причина — домашнее насилие или игнорирование ребёнка родителями.
Насилие бывает четырёх видов:
- психологическое,
- физическое,
- сексуальное,
- экономическое.
Все четыре вида насилия приносят одинаковый вред психике ребёнка и влияют на его способность адаптироваться к изменяющимся условиям, преодолевать трудности и решать проблемы самореализации и удовлетворения своих потребностей. Прежде всего, потому, что выросший в атмосфере насилия или игнорирования себя ребёнок лишён необходимого условия для развития - эмоциональной поддержки, осознания своей ценности. В результате формируется низкая самооценка, неверие в свои силы и страх пробовать.
Таким образом, этот ребёнок тоже не может сформировать свои механизмы адаптации к изменяющейся среде и удовлетворения своих потребностей. Он попросту отказывается от их удовлетворения в связи с неимением достаточных ресурсов для их удовлетворения.
Как результат длительного подавления родителями и самоподавления гнева на родителей, развивается склонность к депрессии и включается тот же сценарий, что и у избалованного ребёнка — поиск простых способов почувствовать себя удовлетворенным.
Для здорового человека удовлетворённость возникает благодаря реализованным потребностям. Это ряд базовых биологических, психологических, интеллектуальных и социальных потребностей. Для их реализации здоровый человек прилагает усилия, понимает, как этого достичь и, действуя, обретает навыки.
Люди, воспитанные в тех условиях, которые мы описывали ранее, не могут таким способом удовлетворять свои потребности, так как они просто не знают, как это делать. Поэтому они выбирают более доступные средства, чтобы почувствовать удовлетворение или отвлечение от неудовлетворённости - различного рода стимуляторы, наркотики, отвлекающие или утешающие факторы.
И становятся от них зависимыми.
Ребята на этапе реабилитации учатся распознавать свои потребности, чувства, эмоции. Умение выражать их и распознавать является необходимым условием для социальной адаптации. Возможность понимать себя дает увидеть целостное представление о собственной жизни, а также позволяет создавать и сохранять внутреннюю гармонию и необходимым образом изменять свой внутренний мир.